Olympiad
"Nuclear education in Russia"
START THE OLYMPIAD

Nuclear power engineering in the world

Increasingly more countries - both developed and developing — nowadays arrive to the necessity of commencement of developing the peaceful atom. Nowadays there a tendency in the world – so called «nuclear renaissance». The most  reserved forecasts say that in the perspective of  2030 up to 500 power units will be exploited on the planet  (for comparison, nowadays there are 435 power units).

Annually nuclear power plants in Europe enable to avoid 700 million tones of СО2 as emissions and in Japan — 270 million tones of СО2. Acting nuclear power stations in Russia annually prevent emission of 210 million tones of the carbonic acid gas to the atmosphere. By the given value our country is on the fourth place in the world only. 

The most nuclear power plants (63 nuclear power plant, 104 power units) are exploited in the United States. France is on the second place (58 power units), Japan is on the third place (50 power units). For comparison: in Russia 10 nuclear power plants (33 power units) are exploited.

The given list also includes 6 reactors in the Taiwan (China).

According to IAEA as of 26/06/2012.

The largest nuclear power plant in the word is Kashiwazaki Kariva (Japan) with the capacity of 8200 MW (7 BWR-type reactors with the installed capacity of 110—1356 Mw). The largest nuclear power plant in Europe is Zaporozhskaya nuclear power plant (Ukraine) with the capacity of 6000 MW (6 VVER-1000 reactors). In Russia Balakovskaya, Lenigradskaya, Kalininskaya and Kurskaya nuclear power plants have the largest capacity (4 reactors with the capacity of 1000 MW each).

Global warming is a hazardous process of a gradual rise of annual average temperature of the Earth atmosphere and World Ocean. One of the causes of this phenomenon is the so-called “greenhouse effect”: growing atmospheric content of carbonic acid (СО2), methane (CH4), nitrous oxide (N2O), perfluorocarbons (PFC), hydrofluorocarbons (HFC) and sulfur hexafluoride (SF6), with the ensuing rise of average air temperature near the Earth surface. Because of this effect, average Earth temperature became 0.74°C higher over the period from 1906 to 2005.

Climatic change effects already shown up, in particular, as more frequent and strong hazardous weather phenomena, sprawl of infectious diseases. Other possible effects include changes in precipitation rate and frequency, glacier thawing and sea level rise, growing threats to ecosystems and biodiversity. All this entails significant economic damage, puts in jeopardy ecosystem stability, as well as the human health and life. 

The conclusions made by scientists suggest that persisting climatic changes may have even more grave consequences in future if the mankind fails to take proactive preventive measures. Thus, scientists have proved that the thawing of permafrost soil may cause tens of times more intense production and emission of nitrous oxide N2O which has a greenhouse effect.

To control the climate changes, 159 countries signed in December of 1997 in Kyoto the so-called Kyoto agreement on reducing greenhouse gas emissions. A new agreement was to be signed in Copenhagen on December 7-18, 2009, but the potential signees failed to reach a consensus.

Broader use of non-carboric and renewable sources was recognized as a global warming control measure.

Three mutual transformations of the energy occur at the nuclear power plant: nuclear energy comes into the heat energy, the heat energy comes into the mechanical energy and mechanical energy comes into the electric energy.

In practice it looks as follows. The basis of the plant is a reactor, which is a structurally allocated volume, into which the nuclear fuel is loaded and where the controlled chain reaction takes place. Uranium-235 is divided by slow (heat) neutrons, as a result of which a huge amount of heat is released. The given heat is taken away from the active zone by a heat carrier – liquid or gaseous substance coming through the volume thereof. Mostly used heat carrier is water and in fast neutron reactors – metal melt (for example, sodium in the BN-600 reactor). Thus the most complex transformation – nuclear energy into the heat energy – is exercised. 

The heat taken away by the heat carrier in the active zone of the reactor is used for acquisition of a water vapor rotating the turbine of the electric generator. Mechanical energy of the vapor created in the vapor generator is directed to the turbogenerator, where it is transformed into the electric energy and further by wires comes to consumers. This is the way, in which the second and the third transformations occur. Then the vapor is refrigerated and the water condensate returns to the reactor once again for the repeated use.

What types of reactors exist and what is difference between them?

In Russia two types of reactors is exploited. For the single-loop nuclear power plant (RBMK (literally - large-capacity channel reactor) reactors) the heat carrier – vapor mix is created in the very reactor, is divided in to water, which returns to the loop by forced circulation, and the vapor, which is sent to the turbine. That’s why there is nor distinct division into the first and second loops for a single-loop nuclear power plant, and all equipment of the power plant is radioactive, although to a different degree. If the loop of the heat carrier (water) and the working medium (vapor) are divided, then such nuclear power plants are called two-loop nuclear power plants. Example is – VVER (literally – water moderated water-cooled energy reactor) reactor, which number at Russian nuclear power plants is the greatest. 

All reactors have their own fuel and other features. At plants with RBMK reactors the reactor itself represents a graphite stack (graphite performs the function of the neutron moderator), in which technological channels with the nuclear fuel are located. The water coming through the given technological channels is heated up to boiling. In the drum separator the vapor is separated from the water and then comes to the turbine, i.e. the vapor created upon water boiling in the active zone of the reactor comes to the turbine. After cooling in the condenser the vapor is condensed and the water with the help of pumps is returned to the reactor. Cooling of the condenser is exercised by the water from the cooling pond with the help of the pump. 

At two-loop nuclear power plants with VVER-type reactors the heat carrier loop works in radiation conditions and is called as the first loop контур. Heat carrier (pressurized water without boiling) by the main circulation pump is fed to the reactor, where it is heated and further comes to the vapor generator, where is give the heat to the vapor. Mechanical energy of the vapor creating in vapor generator is sent to the turbogenerator, where it is transformed into the electric one and comes to consumers. Water of the first loop coming through the active zone of the reactor where the nuclear fuel is located becomes radioactive. That’s way all equipment of the first loop has a protective casing. Vapor loop is not radioactive and is called as the second loop. The vapor created in the vapor generator is sent to the turbogenerator. After the turbogenerator the vapor comes to the condenser, where it is condensed and by the pump the vapor is fed to the vapor generator. Then the condensate is cooled in the recirculation cooling system. The given systems may be of the following three types – with cooling towers, cooling ponds and sprinkling basins.

What a nuclear power plant represents?

Nuclear power plant in any country represents a set of buildings, in which the relevant technological equipment is located. The main building, in which a reactor room is located, is the basic one. The very reactor, the basin for maturing of the nuclear fuel and fuel-handling machine (for fuel loading) are located therein, and all this equipment is under supervision by operators of the block control board.

The main element of the reactor is the active zone. It is located in the concrete shaft. Compulsory elements of any reactor are the control and protection system enabling to exercise the selected mode of the controlled chain fission reaction, and the emergency protection system for rapid termination of the reaction upon occurrence of any emergency situation. All this is mounted in the main building.

There is also the second building, in which the turbine room is located: vapor generators and the turbine itself. Further by the processing chain are condensers and high-voltage power lines coming outside the boarder of the plant site. There are also building for handling and storage of the depleted nuclear fuel in special basins and administrative buildings on the territory. Besides, plants are equipped, as a rule, by some elements of the recirculation cooling system – cooling towers (concrete tower contracting upwards), cooling pond (whether natural or artificially created) or sprinkling basins (big basins with sprinkling devices).

Scheme of the nuclear power plant

Олимпиада
"Атомное образование в России"
Принять участие в Олимпиаде

Атомная промышленность в мире

Все большее количество стран — и развитых, и развивающихся, — сегодня приходят к необходимости начала освоения мирного атома. Сегодня в мире обозначилась тенденция, получившая название «ядерный ренессанс». Самые сдержанные прогнозы говорят о том, что в перспективе 2030 года на планете будет эксплуатироваться до 500 энергоблоков (для сравнения, сейчас их насчитывается 435).

Ежегодно атомные станции в Европе позволяют избежать эмиссии 700 миллионов тонн СО2, а в Японии — 270 миллионов тонн СO2. Действующие АЭС России ежегодно предотвращают выброс в атмосферу 210 млн тонн углекислого газа. По этому показателю наша страна находится лишь на четвертом месте в мире.

Больше всего АЭС (63 АЭС, 104 энергоблока) эксплуатируется в США. На втором месте идет Франция (58 энергоблоков), на третьем — Япония (50 блоков). Для сравнения: в России эксплуатируется 10 АЭС (33 энергоблока).

В данный перечень также вошли 6 реакторов на Тайване (Китай).

По данным МАГАТЭ на 26.06.2012.

Крупнейшая в мире АЭС — это Kashiwazaki Kariva (Япония) мощностью 8200 МВт (7 реакторов типа BWR установленной мощностью 110—1356 МВт). Cамая крупная в Европе — это Запорожская АЭС (Украина) мощностью 6000 МВт (6 реакторов ВВЭР-1000). В России наибольшую мощность имеют Балаковская, Ленинградская, Калининская и Курская АЭС (по 4 реактора мощностью 1000 МВт каждый).

Глобальное потепление — опасный процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана. Одна из его причин — «парниковый эффект»: увеличение содержания в атмосфере углекислого газа (СО2), метана (CH4), закиси азота (N2O), перфторуглеродов (ПФУ), гидрофторуглеродов (ГФУ) и гексафторида серы (SF6). Оно сопровождается повышением средней температуры воздуха у поверхности Земли. Из-за него за период с 1906 по 2005 годы средняя температура Земли поднялась на 0,74 градуса по Цельсию.

Последствия климатических изменений проявляются уже сейчас, в том числе в виде увеличения частоты и интенсивности опасных погодных явлений, распространении инфекционных заболеваний. Другие возможные последствия - изменение частоты и интенсивности выпадения осадков, таяние ледников и повышение уровня моря, рост угроз для экосистем и биоразнообразия. Все эти факторы наносят значительный экономический ущерб, угрожают стабильному существованию экосистем, а также здоровью и жизни людей. 

По прогнозам исследователей из Аризонского университета (США), если глобальное потепление продолжится, и уровень средней температуры повысится лишь на 2 градуса по Цельсию, к 2100 году уровень моря повысится по сравнению с существующим на 1 метр. В Америке это обернется затоплением 9-10% территории в 180 прибрежных городах. Кроме того, будут затоплены многие города и поселки в Юго-Восточной Азии. В частности, пострадают

Калькутта, Бангкок, Шанхай. Довольно тяжело придется и жителям Санкт-Петербурга. А по более серьезным прогнозам уровень повышения вполне может составить от 2 до 4 метров.

Выводы ученых говорят о том, что продолжающиеся климатические изменения могут в будущем привести к еще более опасным последствиям, если человечество не предпримет соответствующих предупредительных мер. В частности, ученые доказали, что оттаивание почв в зонах вечной мерзлоты может в десятки раз ускорить выработку и выброс в атмосферу закиси азота N2O, который обладает парниковым эффектом.

Для борьбы с климатическими изменениями в декабре 1997 года в Киото представителями 159 стран мира было подписано так называемое Киотское соглашение об уменьшении выбросов «парниковых» газов. Новое соглашение должно было быть подписано в Копенгагене с 7 по 18 декабря 2009 года, однако странам-участникам конференции не удалось прийти к консенсусу.

По оценкам Международного энергетического агентства, выбросы углекислого газа в 2010 году побили все предыдущие рекорды и составили 30,6 гигатонны. Предыдущий рекорд по выбросам CO2 был поставлен в 2008 году и составил 29,3 гигатонны (в 2009 году выбросы упали из-за финансового кризиса).

Основной вклад в выбросы CO2 внесло сжигание угля, на втором месте находится нефть (36 процентов), а на третьем - газ (20 процентов). Развитые страны «ответственны» за 40% попавшего в атмосферу углекислого газа. При этом доля выбросов, пришедшаяся на развивающиеся страны, - в первую очередь, Китай и Индию - заметно выросла по сравнению с 2009 годом.

Эксперты предупреждают, что такой уровень выбросов не позволит удержать рост температуры к 2020 году на отметке 2 градуса - порог, о котором договорились государственные лидеры на 16-й конференции ООН по изменению климата, которая прошла в 2010 году в Канкуне. Для реализации согласованного на конференции сценария, необходимо, чтобы предельный ежегодный объем выбросов углекислого газа не превышал 32 гигатонны.

Одной из мер по борьбе с «глобальным потеплением» признано более широкое использование неуглеродных и возобновляемых источников энергии (в том числе атомной энергетики).

На АЭС происходит три взаимных преобразования форм энергии: ядерная энергия переходит в тепловую, тепловая – в механическую, механическая – в электрическую.

На деле это выглядит так. Основой станции является реактор – конструктивно выделенный объем, куда загружается ядерное топливо и где протекает управляемая цепная реакция. Уран-235 делится медленными (тепловыми) нейтронами, в результате выделяется огромное количество тепла. Оно отводится из активной зоны теплоносителем - жидким или газообразным веществом, проходящим через ее объем. В качестве теплоносителя чаще всего используются вода, а в реакторах на быстрых нейтронах – расплавы металлов (например, натрия в реакторе БН-600). Так осуществляется самое сложное превращение: ядерной энергии – в тепловую.

Тепло, отбираемое теплоносителем в активной зоне реактора, используется для получения водяного пара, вращающего турбину электрогенератора. Механическая энергия пара, образующегося в парогенераторе, направляется к турбогенератору, где она превращается в электрическую и дальше по проводам поступает к потребителям. Так протекают второе и третье преобразования. Затем пар охлаждается, и водный конденсат вновь возвращается в реактор – на повторное использование.

Какие типы реакторов бывают и в чем разница?

В России эксплуатируется два типа реакторов. Для одноконтурной АЭС (реакторы РБМК, то есть «реактор большой мощности канальный») теплоноситель – паровая смесь – образуется в самом реакторе, разделяется на воду, которая возвращается в контур принудительной циркуляцией, и пар, который направляется затем на турбину. Поэтому для одноконтурной АЭС нет четкого разделения на первый и второй контуры, и всё оборудование станции радиоактивно, хотя и в разной степени. Если контур теплоносителя (вода) и рабочего тела (пара) разделены, то такие АЭС называются двухконтурными. Пример – реакторы ВВЭР («водо-водяной энергетический реактор»), их на российских АЭС больше всего.

У всех реакторов – собственное топливо и другие особенности. На станциях с реакторами РБМК сам реактор представляет собой графитовую кладку (графит выполняет функцию замедлителя нейтронов), в которой расположены технологические каналы с ядерным топливом. Вода, проходя через технологические каналы, нагревается до кипения. В барабан-сепараторе пар отделяется от воды и затем подается на турбину, то есть на турбину поступает пар, образующийся при кипении воды в активной зоне реактора. После охлаждения в конденсаторе пар конденсируется, и вода с помощью насосов возвращается в реактор. Охлаждение конденсатора осуществляется водой из пруда-охладителя с помощью насоса.

На двухконтурных АЭС с реакторами типа ВВЭР контур теплоносителя работает в радиационных условиях и называется первым контуром. Теплоноситель (вода под давлением без кипения) главным циркуляционным насосом подается в реактор, где он нагревается и далее поступает в парогенератор, где отдает теплоту пару. Механическая энергия пара, образующегося в парогенераторе, направляется к турбогенератору, где она превращается в электрическую и дальше поступает к потребителям. Вода первого контура, проходя через активную зону реактора, где находится ядерное топливо, становится радиоактивной. Поэтому все оборудование первого контура находится в защитной оболочке. Контур пара является не радиоактивным и называется вторым контуром. Пар, вырабатываемый в парогенераторе, направляется на турбогенератор. После турбогенератора пар попадает в конденсатор, где конденсируется и насосом конденсат попадает в парогенератор. Потом конденсат охлаждается в оборотной системе охлаждения. Такие системы бывают разных видов – с градирнями, прудами-охладителями или брызгальными бассейнами.

Что представляет из себя АЭС?

Атомная станция в любой стране обычно представляет собой комплекс зданий, в которых размещено соответствующее технологическое оборудование. Основным является главный корпус, где находится реакторный зал. В нем размещается сам реактор, бассейн выдержки ядерного топлива, перегрузочная машина (для осуществления перегрузок топлива), за всем этим наблюдают операторы с блочного щита управления (БЩУ).

Основным элементом реактора является активная зона. Она размещена в бетонной шахте. Обязательными компонентами любого реактора являются система управления и защиты, позволяющая осуществлять выбранный режим протекания управляемой цепной реакции деления, а также система аварийной защиты – для быстрого прекращения реакции при возникновении аварийной ситуации. Все это смонтировано в главном корпусе.

Есть также второе здание, где размещается турбинный зал: парогенераторы, сама турбина. Далее по технологической цепочке следуют конденсаторы и высоковольтные линии электропередач, уходящие за пределы площадки станции. На территории находятся также корпус для перегрузки и хранения в специальных бассейнах отработавшего ядерного топлива, административные здания. Кроме того, станции комплектуются, как правило, какими-то элементами оборотной системы охлаждения – градирнями (бетонная башня, сужающаяся кверху), прудом-охладителем (это либо естественный водоем, либо искусственно созданный) или брызгальными бассейнами (большие бассейны с разбрызгивающими устройствами).

Схема атомной электростанции